Сессия 12-20 января 2008 г.

Моя железная дорога (Piko, HO - 1:87) использовалась всё время, пока я учился в школе. Она прирастала новыми элементами и чем больше она становилась, тем сложнее становилось её собирать. И тем реже она собиралась. В конце концов, когда я был студентом, я уже не собирал её. Но время шло, у меня уже у самого появились дети, и вот, я решил тряхнуть стариной. Однажды я собрал её на новогодние каникулы. На тот момент у меня было 2 автоматические стрелки и несколько ручных + довольно много рельс. Этого было достаточно, чтобы собрать дорогу на всю комнату. Дети и племянник радовались как дети :) Самому же мне уже было некомфортно бегать для переключения ручных стрелок и хотелось более сложной путевой схемы. Посему было принято решение докупить автоматических стрелок и прямых рельс. Точнее, сначала были сделаны прикидки путевой схемы с помощью программы TrainCad. При её составлении хотелось сделать несколько вещей: иметь разворотную петлю, сортировочную горку, мосты и участок под кроватью (эмуляция тоннеля). Кроме того, отдельные участки должны иметь возможность подклюения/отключения для того, чтобы заперев один состав, можно было управлять другим. Вся схема задумывалась для эксплуатации с одним блоком питания (т.н. кирпичом), т.е. одномоментно мог двигаться только один состав.

Вот, что из этого получилось:

На схеме отдельно запитываемые участки окрашены в разные цвета. Под эту схему были докуплены 10 автоматических стрелок, расцепитель и прямые рельсы. Всё это - старое Piko на П-профиле.

Итак, после нескольких дней подготовки, которая заключалась в изготовлении новых кабелей управления стрелками, модификации старого пульта управления, переборки подвижного состава и ремонта домиков, настал день сборки (и визита гостей). Надо сказать, что в предыдущий раз мне удалось довольно быстро собрать всю дорогу. На этот раз получилось до неприличия долго. Мы начали собирать дорогу в 9 часов утра. В 4 часа должны были придти гости... Путевая схема собралась довольно быстро, но вот дальше начались проблемы. Во-первых, стрелки не хотели работать в полевых условиях, хотя по отдельности они были протестированы заранее. Половину стрелок пришлось по несколько раз проверять и искать потерянные контакты. Во-вторых, просто уложенные на полу кабели требуют закрепления. Я использовал бумажный малярный скотч. Время на аккуратную укладку и закрепление кабелей оказалось существенным. Отдельной прокладки (и отдельного закрепления) требовали провода питания рельсовых участков. Кстати, провода питания рельс не были столь же тщательно заготовлены, как кабели стрелок, и не была заранее разработана схема их укладки. Всё вышеуказанное требовалось подключить к пульту. Наконец, требовалось всё это заставить работать. К моему стыду, сборка была закончена в 8 часов вечера. Гости уже собирались уходить, но всё-таки поиграли в собранную дорогу минут 40.... В общем, стало понятно, что надо что-то менять. Но об этом позже, а пока посмотрим на фотографии. Кстати, они сделаны видеокамерой, поэтому качество многих из них не выдерживает критики. Будем работать над ошибками :)

Итак, дорога собрана, дети играют

Стрелки пронумерованы на местности ...

...и на пульте управления

Надо сказать, что несмотря на замороченность управления, дети (5,5 и 8 лет) его освоили. Сам пульт был сделан примерно 25 лет назад, а сейчас только немного доработан в смысле увеличения числа клавиш управления.

Обратите внимание, что все рельсы, находящиеся вышеуровня пола, опираются на колонны из кубиков LEGO.

Станция после тоннеля.

Ошибки диспетчера и машиниста.

Руки не поднялись разобрать собранное перед наступлением ночи. С друго стороны, оставлять всё как есть было черевато растаптыванием материальных ценностей в сонном состоянии. Поэтому было решено разобрать только то, что возвышается над полом. В таком виде дорога просуществовала всю рабочую неделю.

В следующие выходные мы решили всё-таки наиграться :). Для этого всё убранное (мосты, опоры и стоения) было возвращено на место. Кроме того, я не вытерпел и из пенопластовой потолочной плитки изготовил элементы рельефа. Оказалось, что такие виадуки изготовляются достаточно быстро - плитка (толщиной миллиметра три-четыре) режется канцелярским ножом и клеится клеем из термопистлета.

И наконец, последний штрих - мой заслуженный кирпич... В какой-то момент выяснилось, что поезда могут ездить только в одну сторону и при этом только на большой скорости. Разобрав блок питани FZ1, именуемый кирпичом, я увидел такую картину:

Поломавшаяся пластина была извлечена и её куски наклеены на кусок стеклотекстолита циакрином…

… и далее бутерброд был обточен напильником и надфилями.

Результат налицо:

После сборки БП, поезда стали ездить как надо. Этому блоку питания 30 лет и он всё ещё (плосле ремонта) работает как новый! Особенно радует неокисление всяческих контактов. Что-то есть в понятии немецкого качества. При этом внутренности сделаны весьма экономично (читай скупо), использована какая-то дурацкая изоляция проводов, где возможно - применены эрзацы, типа стальной проволоки вместо медной и т.п. Но работает!

Жить стало лучше, жить стало веселее ( с ).

Последняя ночёвка

Итоги:

Итоги делятся на хорошие и ... заставляющте задумываться.

Получены искомые удовольствие и удовлетворение в стиле "всё-таки мы это сделали". Я доволен, что этой дорогой смогли управлять дети. Доволен, что жена отнеслась к этому безобразию в целом благосклонно (она у меня вообще золотая).

Теперь о выявленных проблемах. Во-первых надо что-то делать со скоростью сборки. Тут уже продуман комплекс мероприятий. Надеюсь, что когда-нибудь в не очень отдалённом будущем я буду способен осуществлять сборку гораздо быстрее.

Во-вторых, надо признать составленную путевую схему не слишком удачной. Практически получилась одна большая станция для манёвров. Например, чтобы загнать состав на сортировочную горку, приходилось использовать в качестве оттяжного тупика половину перегона за пределами станции, а заезд на разворотный круг находится в другом конце схемы. Не было длинных перегонов, по которым можно было бы гонять составы и воображать, что они находятся в пути к чему-то далёкому. Кроме того, включение/отключение отдельных участков оказалось очень замороченным - чтобы провести поезд из пункта A в пункт Б приходилось включать/выключать довольно много участков. Это подтверждает следующий эпизод: сосед, которому я похвастался, что "сегодня разложу железную дорогу", напросился её посмотреть. Посидев за пультом некоторое время и повыполняв мои команды типа переключить стрелку N и включить участок M, он вынес вердикт: "Хорошо, что у меня в детстве не было железной дороги" :).

В-третьих, надо признать, что гонять такую схему в режме одного работающего локомотива уже не интересно. Если играют дети, то желательно каждому из них выделить изолированный участок, где каждый ребёнок сможет управлять своим составом. Кстати, именно эта идеология реализована на одном из макетов НИКО.

Ну и много всякого набежало по мелочи - что-то требует ремонта, что-то доработки и т.д., однако,

Задача на ближайшую перспективу - работать над путевой схемой.

Используются технологии uCoz